История развития движения
Пожары - национальное зло
В Российской империи к концу ХIХ века пожары приобрели характер национального бедствия. Известный пожарный деятель Д. Н. Бородин оценивал частые пожары в России как «наше национальное зло». Сложившаяся в конце XIX века система профессиональной пожарной охраны в Российской Империи оказалась неспособной успешно противостоять все возраставшей пожарной опасности. Более того, вопреки действовавшему законодательству, далеко не во всех городах имелись профессиональные пожарные команды. Многие полагались на привычное российскому менталитету «авось». В этих случаях бездействие городских властей компенсировалось самоотверженной работой добровольных пожарных дружин.
Российская общественность не осталась в стороне от решения такого насущного вопроса, касавшегося безопасности жизни всех слоев населения России, как борьба с пожарами. Частые пожары и размеры приносимых ими убытков являлись мощным стимулом для участия населения в защите как своих, так и общественных строений от огня.
В 1843 г. в г. Осташкове Тверской губернии было организовано первое в России добровольное пожарное общество. Это благородное начинание получило поддержку и широкое распространение по всей России. К 1891 г. количество пожарных обществ, команд и дружин в России составляло более 3000. В их составе числилось свыше 84 тыс. человек. Серьезным шагом в укреплении движения добровольчества в России стало создание в 1892 г. Российского соединенного пожарного общества, получившего в 1901 г. название Императорского, объединившего усилия всех добровольных помощников профессиональных пожарных.
С начала XX века пожарные деятели России и других стран стали задумываться об обучении мерам пожарной безопасности и привитии навыков безопасного поведения не только взрослых, но и детей. И на то были весомые причины.
Зарубежный опыт
Канадцы, пожалуй, стали пионерами в деле практической отработки навыков поведения при пожаре в детских учреждениях. Обучение порядку, которому надо следовать при пожарной опасности, практиковалось в канадских школах в начале XX века при окончании дневных занятий. Неожиданно объявлялась пожарная тревога, и дети в этом случае не выходили из школы произвольно, а следовали порядку, установленному учителями. Это, безусловно, приносило свои плоды. В городе Монреале обучение правильному неторопливому выходу их классных помещений в случае пожарной тревоги составляло обязанность, как руководителей, так и учащихся учреждения.
В 1912 году несколько сот детей находились вместе со своими наблюдателями и воспитателями в одной из городских церквей, как вдруг во время службы возник пожар в церковном подвале. Раздался резкий крик об опасности. К этому крику о пожаре дети уже привыкли, так как много раз он раздавался в школе, и они уже знали, как надо поступать в подобных случаях. Сотни мальчиков и девочек без суеты немедленно встали в ряды, направились к выходу и покинули церковь без малейшего вреда для себя благодаря дисциплине, отсутствию паники и усвоенной привычке действовать в подобных случаях.
Детские пожарные «потешные команды» Российской империи
Обобщив печальную статистику пожаров от малолетних нарушителей и практический опыт зарубежных коллег, российские пожарные деятели разработали рекомендации по пожарной безопасности детей. В соответствии с ними спички должны были храниться под замком. Семья, школа и церковь должны были стать первыми распространителям противопожарных мер. Полиция обязана была следить за тем, чтобы дети не играли с огнем и светом, не раскладывали в опасных местах огня. Старшим детям рекомендовалось присматривать за младшими. Как лучшее средство работы с подрастающим поколением предлагалось организовать юношеские пожарные команды, главной целью которых являлось бы не только обучение детей борьбе с огнем, но, используя авторитет учителя, отца семейства или священника, объяснение ребенку всего ужаса последствий огненной забавы.
В начале XX века после неудачи в русско-японской войне 1904-1905 годов в России остро ощущалась нехватка патриотического настроя, особенно среди молодежи. С 1907 года по инициативе ряда педагогов и офицеров стали создаваться так называемые «потешные полки». Название «потешные» связано с памятью Петра I, который, как известно, в подростковом возрасте учредил «потешные» полки из своих сверстников - для обучения их военным наукам.
В 1910 году брандмейстер пожарной части г. Санкт-Петербурга Александр Георгиевич Кривошеев выступил с инициативой создания детских «потешных пожарных отрядов» под покровительством Императорского Российского пожарного общества (ИРПО). Брандмейстер Кривошеев был настоящим энтузиастом пожарного дела. За неоднократные случаи спасения людей во время пожаров он был награжден серебряной медалью с бантом. По инициативе Кривошеева в стенах Василеостровской пожарной части был организован постоянно действующий пожарный музей, ставший первым центром пропаганды передового опыта и пожарно-технических знаний.
На VI съезде членов ИРПО в июле 1910 года в городе Риге делегаты съезда поддержали идею обучения детей пожарному делу и создания детских пожарных «потешных» отрядов, учреждаемых при добровольных пожарных обществах и дружинах. По общему мнению делегатов съезда, «Детские пожарные отряды, являясь кадрами для добровольных дружин в борьбе с горючестью русских городов, должны сыграть немаловажную роль…». Таким образом, уже к концу 1910-го года было образовано огромное количество «потешных отрядов».
Вскоре вопрос о детских добровольных пожарных командах начал решаться уже на высшем правительственном уровне. Шестого июня 1911 г. на заседании Совета министров обсуждались требования к деятельности «потешных» отрядов для подготовки молодежи к военной и пожарной службе вне учебных заведений. Право формировать такие отряды получали военные чины, состоявшие на службе и в запасе, а также добровольные пожарные дружины или общества, действовавшие на основании Устава.
Большую роль в становлении детских пожарных команд в России сыграла Мария Алексеевна Ермолова, почетный член Императорского Российского пожарного общества, женщина пионер-пожарный, как называли ее современники.
Ее отец Алексей Сергеевич Ермолов, член Государственного совета, на протяжении многих лет серьезно интересовался пожарным делом. Свой интерес он передал и дочери, которая возглавляла Ряжское пожарное общество в Рязанской губернии. При этом обществе были организованы детские учебные отряды, в которых подростков обучали работе с пожарными инструментами и оказанию помощи пострадавшим на пожаре жителям.
В целях популяризации движения юных помощников пожарных 25 июля 1911 г. Мария Ермолова обратилась с прошением к премьер-министру Российской империи П. А. Столыпину о разрешении детским пожарным дружинам принять участие в смотре «потешных юноармейцев» в Санкт-Петербурге. Разрешение было получено,и началась подготовка к первому официальному выступлению детей-пожарных. Сводной военно-пожарной ротой, состоявшей из представителей 3-х детских пожарных отрядов петербургской и рязанской губерний, руководил брандмейстер А. Г. Кривошеев.
28 июля 1911 г. в 9 часов утра юные пожарные во главе со знаменосцем заняли свои места в строю. Блестевшие на солнце каски привлекали всеобщее внимание, выделяя их обладателей из общего строя участников смотра. После объезда Николаем II парадного строя был дан сигнал к началу показательных упражнений на учебной пожарной стене.
Быстрые и слаженные действия юных пожарных очень понравились императору. После окончания смотра лучшие его участники были удостоены чести вручить государю для цесаревича Алексея Николаевича комплект полного обмундирования «потешного пожарного» и книгу брандмейстера Кривошеева «Пожарная памятка русским детям».
Следующим этапом в развитии детского добровольчества в России стала разработка положения о детских учебных пожарных отрядах. С этой целью по воле почетного председателя Императорского Российского пожарного общества Великой княгини Марии Павловны была создана специальная комиссия, в состав которой вошел и представитель военного ведомства. Участие военных было вполне оправданно, поскольку строгая дисциплина и беспрекословное подчинение в равной мере были свойственны как военной, так и пожарной службе. В ходе дискуссий члены комиссии составили инструкцию для детских учебных пожарных отрядов при добровольных пожарных обществах, взяв за основу принятое в 1911 г. «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе».
Согласно этой инструкции в пожарный отряд принимали мальчиков от 10 до 17 лет по словесному заявлению и с письменного разрешения родителей. Перед зачислением инструктор оценивал состояние здоровья, поскольку работа с пожарными инструментами требовала физических сил и выносливости. Каждый принятый проходил обучение военному строю и осваивал программу пожарно-спасательной службы.
Занятия в отряде разделялись на словесные и практические. На словесных занятиях добровольцы знакомились с причинами пожаров, их классификацией, видами стихийных бедствий и несчастных случаев, правилами оказания первой помощи пострадавшим. На практических занятиях отрабатывались навыки спасения людей и само спасения при пожаре, при взрывах, обвалах или падении в колодец; изучались способы использования пожарного снаряжения: насосов, лестниц, спасательных веревок; оказания медицинской помощи при травмах и ожогах.
Инструкция обязывала руководителей детских пожарных отрядов проводить все занятия в свободное от учебы в школе время и преимущественно в праздничные дни. Эта рекомендация была не случайной, поскольку именно в дни праздников дети чаще оказывались предоставленными сами себе, а детские игры становились причиной серьезных пожаров.
В ходе обучения юные пожарные несли караульную службу и соблюдали воинскую дисциплину. Для всех были обязательны занятия гимнастикой. За отличные успехи в освоении пожарной науки мальчики награждались похвальными листами и особыми значками и нашивками, установленными общим собранием добровольного общества. Эти формы поощрения служили хорошим стимулом для подростков, чтобы проявить себя и заслужить уважение не только товарищей, но и взрослых.
Поскольку борьба с огнем всегда была связана с риском для жизни, составители инструкции категорически запретили привлекать детей к тушению пожаров, в исключительных случаях ограничивая их участие подачей воды и созданием охранной цепи.
Высокие нравственные цели движения юных пожарных всегда находили поддержку как в государственных структурах, так и у духовенства, поскольку способствовали воспитанию у молодежи патриотизма и моральных качеств, соответствовавших христианским понятиям и ценностям. Уже летом 1912 г. российская общественность смогла воочию увидеть, что, как отметил корреспондент журнала «Пожарное дело», «детские пожарные отряды, появившиеся еще в 1911 г., не стали делом мертворожденным, а наоборот, окрепли и народились новые»
В июле 1912 г. председатель комиссии по вопросу об организации детских пожарных отрядов князь А.Д. Львов поручил организовать прибытие в столицу детей-пожарных из разных губерний России для участия в очередном смотре потешных отрядов. Информация о предстоящем смотре была напечатана в журнале «Пожарное дело», и в комиссию стали поступать заявки от многих добровольных пожарных обществ. Всего на смотр было заявлено участие 106 юных добровольцев.
На Марсовом поле при содействии столичного городского головы были сооружены учебная башня и городок для демонстрации навыков работы с пожарной техникой. 1 августа 1912 г. в день высочайшего смотра в строю среди восьми с половиной тысяч юных россиян, представлявших различные юношеские военные организации, стоял и сводный отряд детей-пожарных. После общего парада был дан сигнал к началу показательных выступлений.
Зрители с неподдельным восхищением следили за умелыми действиями детей, одетых в форму пожарных дружинников. После демонстрации навыков спасения условных пострадавших с помощью спасательного полотна были выполнены упражнения со штурмовыми лестницами и пожарными насосами. Санитары показали приемы оказания первой медицинской помощи и переноски пострадавших после пожара. Все участники пожарных маневров были удостоены личной благодарности Николая II .
Участие детей-пожарных в смотре потешных отрядов получило широкое освещение в средствах массовой информации и стало еще одним весомым аргументом в пользу организации детских пожарных отрядов при добровольных пожарных обществах.
К 1912 году движение детских пожарных отрядов выросло в мощную организацию, которая насчитывала более шести тысяч детей. Детские пожарные «потешные отряды» в России превратились в целую армию помощников добровольных пожарных обществ и профессиональных пожарных команд в распространении среди населения противопожарных сведений и в борьбе с огненной стихией.
Подтверждением включенности участников детских пожарных команд в реальную профессиональную деятельность является работа детской учебной команды при Боровской пожарной дружине Смоленского пригородного пожарного общества в деревне Боровая Смоленской области. В 1912—1913 гг. она вместе со своими старшими товарищами 12 раз выезжала на пожары. Уровень готовности детей действовать в реальной боевой ситуации показывает пожар, происшедший 12 октября 1912 года в деревне Дроветчино, находящейся на расстоянии 3,5 км от места дислокации дружины.
По свидетельству очевидцев «…большая опасность грозила всему селению, так как все остальные постройки были с подветренной стороны, никаких противопожарных инструментов в селении не было ... первыми заметили пожар участники детской учебной команды, которые тотчас же пробили тревогу в полевой колокол около депо дружины, по тревоге быстро собрались 11 человек дружины и 24 человека детской учебной команды, которые немедленно снарядили обоз».
Благодаря решительным действиям юных пожарных пожар был своевременно потушен. За успешное тушение пожара в д. Дроветчино от имени губернской земской управы детской учебной команде в 1913 году был выдан коллективный похвальный лист, что было первым случаем в пожарных организациях России.
Завершающим этапом в период становления детского пожарного добровольчества в России стало принятие 13 мая 1913 г. «Нормального положения о детских учебных пожарных отрядах». Этот документ обеспечил правовой статус деятельности детских пожарных команд и упорядочил процесс их формирования на местах. В нем были обозначены главные цели создания детских учебных пожарных отрядов: «ознакомить детей с необходимостью осторожного обращения с огнем и способами предупреждения пожаров и других бедствий и несчастных случаев; подготовить к добровольному пожарному служению, развивать дух дисциплины, ловкости, смелости, любви к ближним; обучить военному строю и гимнастике».
Таким образом, в начале ХХ века в системе военно-патриотического воспитания в России появилось новое и очень важное направление – детское пожарное добровольчество. Детские пожарные «потешные команды» стали настоящей кузницей кадров Императорского Российского Пожарного общества.
Юные пожарные в советское время
Революционные события России 1917 года кардинально изменили положение ИРПО. В силу нелояльности руководства Центрального совета Общества к советской власти ИРПО в 1919 году было ликвидировано, но структурные подразделения, добровольные пожарные формирования и команды сохранились практически во всех губерниях и волостях и существовали в период советской власти. У истоков организации государственного пожарного надзора молодой советской республики стоял бывший отважный брандмейстер А.Г. Кривошеев, ставший заведующим Центральным пожарным отделом (ЦПО).
В 1926 году Главное управление коммунального хозяйства Народного Комиссариата Внутренних Дел издало инструкцию о формировании при добровольных пожарных организациях «отрядов юных дружинников». Органам государственного пожарного надзора (ГПН) предписывалось обратить серьезное внимание на эту полезную игру детей в пожарных, прийти к ним на помощь, придав игре надлежащую серьезность и тем содействовать широкому развитию пожарного дела. Так отряды юных дружинников пришли на смену детским пожарным «потешным командам».
В годы Великой Отечественной войны юные пожарные продолжали оказывать неоценимую помощь взрослым. Например, для обороны Москвы в июле 1941 года был сформирован комсомольско-молодежный полк, состоявший в основном из подростков от 14 до 18 лет, среди которых было много девушек. В задачи бойцов подразделения входило дежурство на чердаках и крышах во время бомбежек и тушение зажигательных бомб. На счету полка за первые месяцы войны было более 1000 потушенных пожаров.
Во многих городах страны, подвергшихся авианалетам, школьники создавали пожарные команды по тушению зажигательных бомб и ликвидации последствий бомбежек. Дети и подростки дежурили на крышах и чердаках домов. Они были должны подручными средствами сбрасывать зажигательные бомбы с крыш с целью предотвращения пожаров в городе.
Вот как вспоминает те страшные дни юная дружинница Галина Галкина: «Немецкие бомбардировщики начинали заходить на Москву со страшным воем и сбрасывали бомбы – зажигательные и фугасные. Было очень страшно. Если зажигалка попадала на крышу, то от удара она вспыхивала и загоралась, а от нее могла загореться крыша или чердак, если зажигалка пробивала крышу. Нужно было схватить зажигалку щипцами и затушить ее в воде или песке или сбросить на землю, где тоже находились дежурные и тушили зажигательные бомбы».
Также юные дружинники помогали взрослым проводить побелку чердаков раствором извести, что повышало уровень пожаробезопасности деревянных конструкций. Проводили они работу и с населением по действиям в случае пожара, помогали штатным пожарным командам при ликвидации пожаров после бомбежки.
В послевоенные годы деятельности юных пожарных государство продолжало уделять серьезное внимание.
Первое "Положение о юношеских пожарных дружинах" было утверждено Министерством просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ в 1957 году. В соответствии с этим положением юношеские добровольные пожарные дружины создавались для профилактической работы по предупреждению пожаров, особенно от детской шалости с огнем, а также для оказания помощи взрослому населению при тушении пожаров путем организации связи, оказания первой помощи пострадавшим, охраны эвакуированного имущества и т.д. Членами ЮДПД могли быть все желающие дети в возрасте от 10 до 16 лет.
Второе "Положение о юношеских добровольных пожарных дружинах СССР", утвержденное в 1968 году, указывало, что ЮДПД создаются для "проведения среди детей разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказания помощи органам Госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров". Тогда же принимается и Программа подготовки членов юношеских добровольных пожарных дружин.
ЮДПД создавались по принципу пионерских дружин. На общем собрании избирались штаб и командир. Ребята изучали основы пожарного дела, приобретали практические навыки. Дружинникам, усвоившим программу, выдавали значки ЮДПД, удостоверения, и допускали к профилактической работе. Они наблюдали за противопожарным состоянием своих школ, жилых домов, ферм, организовывали посты при проведении вечеров в школах, патрулировали в селах и поселках, охраняли от пожаров посевы и леса, распространяли противопожарные плакаты и листовки, разъясняли малышам, каким страшным бывает огонь.
Деятельности ЮДПД придавалось социально-экономическое значение, а отсюда росла и социальная значимость развития движения юных пожарных в СССР. В 1970-е годы работа вышла за рамки "кружковой работы" и превратилась в массовое движение. Юные пожарные имели свои знаки отличия: удостоверение и значок члена ЮДПД, за активную работу награждались значком "Активист ЮДПД". Кроме того, юные пожарные носили форму.
В разные годы комплексной программой деятельности дружинников были: «Смотр юных пожарных» (1969-1971гг.), «Рейд юных пожарных«01»» (1971-1975гг), «Эстафета добрых дел» (1976 -1979 гг.). «Дозор юных пожарных» (1980-1986гг.).
Руководили и координировали деятельность юных пожарных Всероссийский штаб по работе с ЮДПД, а с 1984 года Всесоюзный штаб по работе с ДЮП, в состав которого входили представители ВДПО, пожарной охраны, образования, пионерских и комсомольских организаций, детских редакций СМИ, ветераны, деятели культуры.
В 1984 году постановлением секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегией Министерства внутренних дел СССР, Министерством просвещения СССР утверждается новое "Положение о дружинах юных пожарных" (ДЮП) и программа подготовки членов ДЮП. Юношеские добровольные пожарные дружины теперь стали называть дружинами юных пожарных. С целью патриотического воспитания объединения юных пожарных стали входить в структуру военно-спортивной игры «Зарница» в качестве юнармейского боевого пожарного расчета, проводились военно-патриотические игры и мероприятия пожарного содержания.
Таким образом, деятельность добровольных дружин юных пожарных в течение 20 века носило весьма конструктивный и поступательный характер. Однако в 90-е годы социально-экономический кризис в нашей стране резко сужает возможности дружин юных пожарных, многие добровольные пожарные формирования в те годы находились в состоянии упадка. Численность ДЮП по всей стране серьезно сократилась, но движение, несмотря на все сложности современной жизни, устояло. И в этом большую помощь движению оказало Всероссийское добровольно пожарное общество. В сложные 90-е годы ВДПО усилило внимание к воспитанию детей и подростков, и результаты не замедлили сказаться.
Движение юных пожарных в начале 21 века
В 2008 году на внеочередном съезде ВДПО было принято решение о создании Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Юный пожарный», позволяющее сплотить в единую организацию дружины юных пожарных России. Это решение открыло новую страницу в истории развития движения юных пожарных нашей страны. Мы верим, что страница эта будет заполняться новыми славными делами юных пожарных добровольцев. Мы надеемся, что Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Юный пожарный» станет достойным продолжателем больших дел детских пожарных «потешных команд» Российской империи и юношеских добровольных пожарных дружин Советского Союза.