Сценарий КВН «Огонь - мой друг и враг»
КВН по пожарной безопасности по теме: «Огонь - мой друг и враг».
Цели:
- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;
- научить соблюдать их;
- довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
- отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- формировать сплоченный детский коллектив.
Техническое обеспечение:
1. Компьютеры.
2. Мультимедийный проектор и экран.
Выставка книг:
· С. Маршак “Кошкин дом”, “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое”;
· Л. Толстой “Пожарные собаки”, “Пожар”;
· Б. Житков “Пожар в море”, “Дым”, “Пожар”;
· Е. Пермяк “Как огонь воду замуж взял”.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1.Сообщение темы мероприятия.
Спички – лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт –
Вот и маленький костёр.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас.
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны!
Г. Остер
- Конечно, это стихотворение шуточное, но можно ли шутить с огнём
- К чему приводят игры с огнём? (к пожару)
- О чём же мы сегодня с вами поговорим на нашем празднике? А догадаться вам поможет ребус. Разгадайте его. (О пожаре)
Учитель: Мы знаем с вами, что огонь бывает добрый, и бывает злой.
Без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен, и за то ему почет,
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.
Да, огонь бывает разный, бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотистый, огонь добрый, огонь злой.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны.
От безжалостного жара дни темны, поля черны.
Жители земного шара, граждане любой страны,
Злой огонь тушить должны.
ПОМНИ ОБ ЭТОМ НОЧЬЮ И ДНЕМ – БУДЬ ОСТОРОЖЕН С ОГНЕМ!!!
Учитель: А задумывались ли вы когда-нибудь, что было бы, если б не было огня? А вот послушайте…
Если б не было огня.
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами стали,
Обросли бы шерстью длинной.
Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни пожить,
В «ДЕНДИ» тоже б не играли.
В общем, плохо было б жить.
Н. Афанасьев
Учитель: В жизни человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники – всё связано с огнём.
Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый 6-й пожар происходит по вине детей и подростков.
Учитель: Начинаем! Начинаем наш пожарный КВН!
Ожидаем, ожидаем жарких схваток, ярких сцен!
(учитель представляет жюри)
Конкурс 1: ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД:
Время – 5-7 минут. Оценивается по 5 бальной системе.
Учитель: Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки вам пригодятся,
Затем чтобы знать, как с огнем обращаться.
Конкурс 2: ВИКТОРИНА:
Поочередно каждой команде задается по 5 вопросов, за правильный ответ 5 баллов. Если команда отвечает неверно или вообще не отвечает, то право на ответ получает другая команда.(слайд 12)
1. Чем лучше смазывать место ожога – маслом или спиртом?
Ответ:только холодная вода, снег или лед.
2. Почему при пожаре внутри помещения нельзя открывать окна и двери?
Ответ: поступает свежий воздух (кислород) и огонь разгорается сильнее.
3. Пожарный и пожарник. Чем отличаются эти понятия?
Ответ: пожарный – тушит пожар, пожарник – поджигатель.
4.Что делать, если в комнате много дыма?
Ответ: лечь на пол и ползти к выходу.
5. Почему пожарная машина красного цвета?
Ответ: красный цвет – цвет огня, чтобы водители видели и уступали дорогу.
6. От чего чаще страдают люди: от огня или дыма?
Ответ: от дыма чаще: 2-3 вдоха угарного газа – получишь сильное отравление.
7. Что делать, если на тебе или на другом человеке загорелась одежда?
Ответ: упасть на землю и кататься, нельзя срывать с себя одежду.
8. Причина возгорания электропроводов?
Ответ: короткое замыкание.
9. Если трудно дышать от едкого дыма, что делать?
Ответ: дышать через мокрую ткань.
10. Что делать, если загорелся утюг?
Ответ: отключить электричество; накрыть загоревший утюг шерстяным одеялом, тяжелой тканью и плотно прижать, чтобы не попал воздух (кислород).
Конкурс 3: ВЫЗОВ ПОЖАРНЫХ.
Дети становятся в колонну. По одному подбегают к телефону, поднимают трубку, вызывают 01, бегут обратно. Команда, закончившая первая, получает 10 баллов.
Знать обязан каждый гражданин – |
Точно адрес назовите, |
Легче, чем пожар тушить,
Нам его ПРЕДУПРЕДИТЬ!
Пусть знает каждый гражданин:
Пожарная служба – 01.
Пожар мы быстро победим
Коль позвоним по 01.
Конкурс 4: ЗНАТОК ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ОБ ОГНЕ.
За каждую пословицу или поговорку команда получает по 1 баллу.
Учитель:Не раз мы с вами убеждались, что «старинная пословица не мимо молвится». По верному замечанию народа, пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют. Вот поэтому снова предлагаю вам обратиться к давней, через века пронесенной мудрости нашего народа об огне, его значении и опасности. Вы будете участниками конкурса знатоков пословиц и поговорок. Кто больше знает пословиц и поговорок об огне и со словами, связанными с этим явлением? Прямо сейчас и проверим.
Примеры пословиц и поговорок для ответа:
- Дыма без огня не бывает.
- Там не загорится, где огня нет.
- Солома с огнем не дружит.
- Из огня да в полымя.
- Спички не тронь – в них огонь.
- Спичка невеличка, огонь великан.
- Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней огонь.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
- Там не загорится, где огня нет.
- Не имей привычки, носить в кармане спички.
- Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла.
- Пожар могут вызвать электроприборы, когда остаются без надзора.
- Со спичками игры опасны всегда, от маленькой искры – большая беда.
- Не имей привычки носить в кармане спички.
- Маленькая спичка сжигает большой лес.
- В огне и железо плавко.
5. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.
Учитель: Наши участникивспоминают пословицы и поговорки, а мы дружно хором отвечаем: «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!». (слайд 15)
ü Кто, услышав запах гари, сообщит о пожаре?
ü Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
ü Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
ü Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
ü Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
ü Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
ü Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Конкурс 5:УМНЫЙ ПОЖАРНЫЙ:
Из букв слова БЕЗОПАСНОСТЬ необходимо за 2 минуты составить как можно больше слов. За каждое правильно составленное слово команда получает по 1 баллу. (слайд 16)
Конкурс 6: ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ.
Каждая команда по очереди отгадывает загадки, за правильный ответ 3 балла, если команда не отвечает, то право ответа получает другая команда. (слайд 17)
1. Есть на кухне агрегат,
Что еду готовить рад.
Чиркнем спичкой, и тотчас
Огоньком взметнётся газ.
(Плита.)
2. Бесстрашный герой, что всегда на посту,
Он чует беду и огонь за версту.
Неравный ведет со стихией он бой,
Стремится всегда защитить нас с тобой.
(Пожарный.)
3. Привал устроили туристы -
Разбили лагерь в поле чистом.
Поленья где теперь трещат?
И искры от чего летят?
(Костёр.)
4.Летала мошка - сосновая ножка,
На стог села - всё сено съела.
(Спичка)
5. Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый?
(Пожар.)
6. Красная макушка,
Два ушка, два дужка,
Пусто так бренчит,
А наполнишь - молчит.
(Пожарное ведро.)
7. В рубашке в ярко-красной,
В работе безотказный.
Прибор по имени ОП-5
Обязан школьник каждый знать!
(Огнетушитель.)
8. На колесах, а не воз.
С водой, а не паровоз.
Бока в поясах,
Всегда на часах.
(Пожарная бочка.)
9. Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым.)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
Учитель: Жюри пока подводит итоги, а наши девочки споют частушки о тех, кто не выполняет элементарные правила безопасности при обращении с огнем. Давайте посмотрим, что происходит с такими недотепами.
I. Он, она и мы, и я
Пропоем для вас, друзья,
И коснемся между тем
Противопожарных тем.
II. Ростом спичка невеличка.
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
III. Возле леса и сарая
Разжигать костер не смей.
Может быть беда большая
Для построек и людей.
IV.У Матрены нашей дома
Отличился сын Ерема.
Он со спичками шалил
И квартиру подпалил.
V. Зина печку раз включила,
Ну, а выключить забыла,
Чтоб пожара не навлечь,
Выключай электропечь.
VI. Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного.
А теперь Сережу врач
Лечит от ожога.
VII. Говорю я: "Тетя Маша,
Осторожнее с огнем.
Загорится борщ и каша,
А потом сгорит весь дом".
VIII. Как-то раз прилег Иван
С сигареткой на диван.
В результате утром рано -
Ни дивана, ни Ивана.
IX. Эх, облить бы их разок
Этих нарушителей
С головы до самых ног
Из огнетушителя.
X. При пожаре, при пожаре,
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают 01.
Учитель: Сразиться с пожаром в огненной схватке,
Пожар усмирить, положить, на лопатки,
Иными словами, огонь укротить –
Не сдаться, а выстоять и победить!
Итоги конкурса, поздравление победителей.
Литература.
1. Дубровская Е. Н. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности: учебное пособие.
2. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. (Вместе с детьми), 2005 г.
3. Педагогам и родителям о пожарной безопасности - Комова М.А., Прытков Г.А., Ратникова О.Д., Чирко В.Е., Васильев М.С. Учебное пособие ВНИИПО 2005
4. Что нужно знать о пожаре, или три «П» на «пятерку» - Волкова П.С.под редакцией Чернова В.Н. Учебное пособие для начальных классов 2005.
5. Основы безопасности жизнедеятельности - Гостюшин А.В., Учебник для учащихся 1-4 класса
6. Азбука пожарной безопасности - УГПС ГУВД МО, Учебное пособие, 2000 г.
7. Учителю о пожаре - Гайнулина В.М., Сергеев Ф.В., Яковлев Д.Е., пособие для преподавателя, 1998 г.
8. Конкурсы, праздники, шоу-программы - Кугач А., Турыгина С. Сборник для педагогов школ
9. Основы пожаробезопасного поведения - Метод. рекомендации для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, Вологда 2002 г.
10. Сборник информационно-методических материалов по работе с детьми на противопожарную тематику - МГО ВДПО, Выпуск № 2, Москва, 2004 г.
11. Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности – ГУО МО, УГПС ГУВД МО, Для общеобразовательных школ МО, Видное 2000 г.