Сергей Владимирович Валяев
Старший инженер учебно-тренировочного полигона 1 ОФПС ГУ МЧС России по Калужской области, майор внутренней службы Валяев Сергей Владимирович за 12 лет тренерской работы воспитал не одно поколение юных спортсменов по пожарно-спасательному спорту. Их спортивные достижения, результаты детей являются лучшими показателями профессионализма их тренера.
Спорт формирует характер, формирует личность. Спорт, как явление, присутствует в общественной жизни каждого из нас и играет немаловажную роль. Стоит согласиться с тем, что спорт интересен не только с точки зрения техники, методов преподавания, но и как социальное явление. С осознанием этого появляется вопросы: как спорт влияет на социализацию личности, какую социальную функцию выполняет.
На эти и другие вопросы мы попросили ответить тренера детско-юношеской сборной команды Калужской области по пожарно-спасательному спорту Сергея Владимировича Валяева.
Вопрос: Сергей Владимирович, расскажите немного о себе - где родились, учились, какое у Вас образование?
- Я родился и вырос в Калуге, окончил калужскую среднюю школу №3. После ее окончания поступил в Ивановское пожарно-техническое училище. Выпустился в 2001 году. В то время это уже был Ивановский филиал Академии ГПС МЧС России.
Получил специальность «Техник по ПБ».
Затем заочно поступил в Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, институт социальных отношений, в 2005 году успешно его закончил по специальности «Специалист по социальной работе», одновременно работая в пожарной части № 13 г. Калуги на территории завода «КАДВИ».
Вопрос: Как в вашей жизни появился спорт?
- Увлекся пожарно-прикладным видом еще в 13 лет, когда пришел в юношескую секцию пожарно-прикладного спорта (далее ППС) в 1994 году. Был победителем и призером Всероссийских юношеских соревнований, тренером тогда был Овсянкин Геннадий Юрьевич.
В 1995 году впервые выступал в зональных соревнованиях в составе юношеской сборной, представляя Калужскую область.
Так меня жизнь и связала со спортом. Когда вырос, стал выступать в составе взрослой команды области по ППС, а когда детская команда осталась без тренера, мне предложили заниматься с юными спортсменами. Я согласился.
Так в сентябре 2010 года я стал тренером детской команды юношей, а с 2014 года стал тренировать еще и девушек.
Вопрос: Сергей, не каждому дано быть наставником, почему Вы решили стать тренером?
- Мне предложили попробовать свои силы в качестве тренера - возглавить детскую команду. Посчитал, что возраст 29 лет и накопленный личный спортивный опыт и достижения позволяли мне стать наставником юных спортсменов.
К тому же, у меня уже был опыт тренерской работы – обучаясь на третьем курсе Академии, тренировал детей Ивановской области по ППС.
К примеру, Логинов Альберт, еще юношей начинал заниматься под моим руководством и продолжил свою спортивную карьеру, став впоследствии рекордсменом мира по пожарно-прикладному спорту, обладателем мировых рекордов.
Вопрос: За последние годы детская сборная Калужской области постоянно показывает высокие результаты на зональных и Всероссийских соревнованиях. Как складывается дальнейшая судьба юных спортсменов, ваших воспитанников?
- Основная задача тренера – развитие способностей детей, подготовка ребят для последующего поступления в специализированные вузы МЧС России.
Многие из спортсменов связывают свою жизнь с профильным ведомством. Например, Татьянин Константин, обучаясь в Академии ГПС г. Москвы, успешно выступает на соревнованиях среди взрослых по ПСС за Москву. А начинал он свою карьеру в составе юношеской сборной Калужской области.
В этом году также есть кандидаты на поступление. Лазарева Дарья, Кабанова Алина, Андрияшина Ирина и Рыбакова Карина. За время нахождения в детской сборной команде области они показывали отличные результаты на Всероссийских соревнованиях и приглашались в расширенный состав детской сборной Центрального Совета ВДПО.
Вопрос: Скажите, Сергей, какую роль в развитии детского пожарно-прикладного спорта играет ВДПО? Вы ощущаете их заинтересованность, поддержку?
- Однозначно, да! Хотелось бы выразить огромную признательность за поддержку, финансирование и развитие детской сборной, которую оказывает ВДПО Калужской области.
Все выезды на соревнования, успехи юных спортсменов, результаты стали осуществимы только при их поддержке.
Вопрос: Сергей, как Вы считаете, какими качествами характера должен обладать сам наставник?
- Самое главное, я считаю, надо любить свое дело, самому быть увлеченным тем, чем занимаешься. И конечно, тренер должен сам обладать умениями и навыками. Быть тренером – значит быть примером для ребят.
Прежде всего, тренер учит не только техническим навыкам, по мере роста и взросления спортсмена как личности, наставник обучает каждого дисциплине, ответственности за команду, мотивации на результат, также неся ответственность за безопасность на тренировках и соревнованиях.
Вопрос: Сергей, получается, тренер – это еще и воспитатель, и психолог?
- Занятия спортом учат многому – это приобщение детей к здоровому образу жизни, целеустремленность и здоровые амбиции, соблюдение режима сна и питания, это воля к победе, умение работать в команде.
Моя задача - сформировать из каждого юного спортсмена целостную личность, тренировать ребят так, чтобы они понимали, что в жизни, как и в спорте, не бывает все просто и легко.
По мере взросления юных спортсменов и их вступления во взрослую жизнь, я отпускаю их со спокойной душой - подготовленными к трудностям и испытаниям, со спортивной закалкой и сложившимся характером, морально стойкими ко многим соблазнам и искушениям.
Бывают ребята, которые случайно попадают в секцию, такие не задерживаются, уходят. Но те, кто принимает спортивные правила, требования, остаются в нем навсегда!
Да, каждый тренер должен быть для ребят еще и психологом.
Мы начинали тренировать команды с шести человек юных спортсменов, а сегодня – это минимум шестнадцать – восемнадцать ребят и девчонок.
У всех разные характеры, воспитание, физические данные. И тут очень важна поддержка единомышленников и понимание со стороны семьи. Огромная работа проводится тренером именно с родителями и близким окружением ребят, которое также оказывает огромное влияние на спортивные достижения и профессиональный рост юных спортсменов.
Родители видят и ценят то, какими дети становятся.
Вопрос: Получается, Вы, как наставник, еще и готовите ребят к взрослой жизни в обществе, социуме?
- Убежден, что спорт для ребят - это социально важное явление. Занятия спортом оказывают влияние на межличностные отношения, учат взаимодействовать в социуме, формируют моду на здоровый образ жизни юношей и девушек. Обучение в секции пожарно-прикладного спорта – это, прежде всего, умение взаимодействовать в социуме на основе общего увлечения спортом, умение сплотить команду единой идеей, наполнить и вдохновить ребят стремлением к успеху, мотивировать и подарить веру в свои силы и возможности – это самая важная задача тренера. Занятия с детьми в секции пожарно-прикладного спорта решают широкий круг задач: начиная с укрепления здоровья подростков, отвлечения их от пагубного влияния улицы, участие в зрелищных соревнованиях различного уровня, дух азарта в состязании с сильнейшими лидерами, защита чести команды своего региона и формирование патриотизма у юных спортсменов.
У подростков успешно формируется спортивный характер, проявляющийся в соревнованиях и в жизни. Вся работа тренера - это работа, прежде всего, с духом молодежи, их внутренним миром. Спорт формирует характер, формирует личность.